Панорама – Это Просто!

7 марта 2010
Автор:

Сегодня я решил затронуть тему панорамы в фотографии. Вообще-то я раньше не увлекался панорамными снимками, и мой опыт сводился к склейке нескольких черно-белых последовательных фотографий в «гармошку». Но по вашим письмам я понял, что это тема интересная для многих, и я решил её немного изучить.

Как оказалось, в этом жанре есть много разных нюансов и подводных камней. Создать хорошую и качественную панораму не так уж просто. Необходимы разные приспособления и хорошая аппаратура при съёмке (стоимость которых не уступает цене на хорошую зеркалку), и немалый опыт при обработке на компьютере. Много всего. Но…

Штатив_панорамный
Панорамная головка, обеспечивающая поворот вокруг нодальной точки*. Стоимость этого простого удовольствия 12 тысяч рублей без фотокамеры :)

Но моя рассылка для фотографов-любителей, у которых нет таких возможностей, да и желания много возиться. Можно ли нам делать хорошие панорамы? Я решил изучить эту тему и поэкспериментировать, и однозначно говорю, что можно без особых усилий и специальных знаний создавать очень неплохие панорамы.

Зачем вообще их делать? Интересный вопрос. Думаю, что у каждого свой ответ. Я лично вижу несколько причин. Во-первых, это надо, когда хочется охватить взглядом (снимком) большое пространство (вид, пейзаж), которые совсем не вмещаются даже в самый широкофокусный объектив. Да ещё при этом избежать искажений типа «рыбьего глаза».

Панорама – это вовсе необязательно такая узкая полоса через весь экран, на которой ничего не разглядишь!

Во-вторых, панорама серьёзно улучшает качество (разрешение) снимка в целом. Панорама, сделанная из 3-5 снимков средним фокусом, смотрится гораздо круче, чем сделанная одним снимком с широким фокусом.

Вы можете потом приблизить на экране компьютера какой-то интересный фрагмент, и увидеть его детали, а не крупное зерно. Конечно, такая фотография будет весить больше, чем один кадр, но это стоит того.

Особенно это актуально владельцам мобильных камер, которым съёмка общих видов вообще противопоказана из-за низкого разрешения. Если вы своим мобильником сделаете несколько вертикальных снимков, а потом их склеите в панораму, то качество увеличится практически в два раза!

Набережная_Саратова
Это снято мобильником – три последовательных кадра в книжной ориентации. Средний кадр случайно при съёмке оказался немного нерезким (я заметил только дома на компьютере). Кстати, по нему можно увидеть все три составляющих. Я не стал выкладывать её в полном размере, так как ниже вы можете скачать похожую с лучшим качеством.

Ну и в-третьих, это может стать для вас интересным жанром и увлечением, которое сильно разнообразит ваши альбомы и повысит мастерство в фотографии. Это на самом деле увлекает! :)

Съёмка. Её можно условно разделить на несколько типов.

Однорядная панорама – самая простая, состоит из двух и более последовательных снимков, снятых по одной линии горизонта с перекрытием около 20-30% на каждый кадр.

Многорядная – практически тоже самое, но состоящая из двух или трёх таких рядов. Больше трёх наверное нет смысла снимать, да и довольно сложно без приспособлений. Это уже скорее будет подходить под круговую панораму третьего типа.

Круговая, или на 360 градусов, снятая во все стороны, а также вверх и вниз. Но я её мало изучил, и говорить о ней не буду. Но просто с руки снять практически нереально. Может быть в будущем я вернусь к этому.

Ещё существуют вертикальные панорамы (например когда надо запечатлеть высокое строение или памятник). И много разных других разновидностей.

Из всех тонкостей непосредственно самой съёмки можно выделить самые главные. А самое главное – необходимо стараться выдержать горизонтальность съёмки, и отсутствие смещения вверх-вниз от этой линии. Лучше всего это делать с помощью штатива. Но и без него у меня выходило достаточно неплохо. Наметьте себе воображаемую линию, параллельно горизонту, и снимайте на одном дыхании, не уходя от этой линии даже при изменении пейзажа.

Если панорама состоит из нескольких рядов, то тоже лучше снимать сразу все кадры с одного места, контролируя общий вид вторым открытым глазом, рискуя заработать косоглазие :) .

Снимки должны перекрывать друг друга на 20-30% во все стороны. Ориентация камеры может быть любая, но для однорядной панорамы я рекомендовал бы съёмку в книжной ориентации. Это увеличит разрешение готового кадра при меньшем количестве кадров. Фокусное расстояние желательно увеличить до 50-60 мм оптического зумма. У мобильников выбора к сожалению нет.

Теоретически, фотокамера должна поворачиваться вокруг оптического центра объектива (нодальной точки*), но это реально, наверное, только со штативом и специальной насадкой к нему. Хотя, если ваша панорама не содержит близкорасположенных объектов, то это не так уж и важно.

Саратовский_мост
Саратовский мост. Это моя третья по счёту панорама. Сделана из шести вертикальных снимков. В полном размере (скачать здесь 3.7Мб) можно рассмотреть даже машинки на мосту и номер на опоре. Вообще при сильном сжатии снимка вся прелесть панорамы почти теряется. Ещё одну мою панораму (из этой же серии) саратовской набережной можно  скачать здесь (5.4Мб)

Саратовский мост фрагм
Фрагмент панорамы моста.

Дополнительная сложность – это движущиеся объекты. Но тут действовать приходится по обстоятельствам. Конкретных рецептов я пока не придумал. :) Но это частично можно исправить программным способом.

Теперь об экспозиции. Есть разные мнения. Некоторые снимают все кадры с одной выдержкой, ISO и диафрагмой, выставленными по самому яркому объекту. Некоторые применяют приоритет диафрагмы, или просто в автоматическом режиме. У каждого способа есть свои недостатки, которые можно позже частично исправить в программе при склейке. Но при выборе вида, лучше избегать объектов с разной освещенностью.

Например, при съёмке ночной панорамы (после экспериментов) я начал применять фиксированную выдержку. Иначе попавший в кадр случайный фонарь делал отдельный снимок слишком тёмным. И наоборот. Днём можно просто воспользоваться автоматом, если вы не собираетесь фотографировать против солнца.

При съёмке панорам, я старался пользоваться ручной наводкой на резкость. Если у вас отсутствует функция ручной наводки на резкость, то необходимо следить, чтобы резкость не навелась на случайно попавшие близкорасположенные объекты.

Самой распространённой ошибкой в начале у меня было «естественное» желание увести камеру с прямой линии для «лучшего» кадрирования попавших в кадр объектов. Не забывайте, что каждый кадр является просто фрагментом будущей панорамы, даже если в кадре всего лишь пустое небо. Что-то вроде пазлы. Такое желание полностью устраняет применение для съёмки штатива.

Итак, снимки сделаны. Что дальше? Надо их «склеить»!

Кто в совершенстве владеет Фотошопом, тот в моих советах в этом не нуждается. А для остальных создано много программ, которые в автоматическом (или полуавтоматическом) режиме вполне справляются с поставленной задачей. Конечно, я все их не пробовал, а воспользовался программой PanoramaStudio Pro 2.0.9, которую легко найти в интернете, набрав в поисковике Гугла её название.

Эта программа полностью оправдала мои надежды на создание панорамы на приемлемом любительском уровне, имея минимальный опыт, простую аппаратуру и не так много времени на эксперименты.

Простой, интуитивно понятный русский интерфейс этой программы позволил мне получить уже с первого раза неплохой вид из моего окна. В ней есть возможность ручной коррекции каждого изображения. А при правильной изначальной съёмке она сразу всё склеивает в хорошем качестве, подгоняя изображения даже по экспозиции.

Полностью её возможности я ещё не прояснил, но они явно больше, чем нужно для начала. Это и тонкая подгонка изображений по экспозиции, углу поворота, совмещения деталей, учёта фокусного расстояния, а также экспорт готовых панорам в разные форматы, включая EXE.

В общем, рекомендую.

Так что, создавать панорамы на любительском уровне не так уж и сложно. Желаю вам успеха! Думаю, что скоро продолжу эту тему. И делитесь своим опытом в комментариях. :)

* Нодальная точкаточка пересечения оси объектива и его главной плоскости. Главных плоскостей даже у простой линзы — 2 и нодальных точек тоже 2, передняя и задняя. Но часто они расположены достаточно близко друг к другу. Упрощенно говоря, это воображаемая точка на оптической оси фотокамеры, в которой происходит пересечение лучей. Вращение камеры относительно этой точки позволяет избежать параллакса. Используется в панорамной съёмке. (Викапедия)

Метки: , , , ,

Комментарии (24)

  1. Нати 13 марта 2012 в 14:38

    Здравствуйте. Мне на почту пришли ответы на мой комментарии. Вы меня извините, что я не понятно куда и непонятно что, не по теме, пишу. Вы очень хороший человек, Алексей. Спасибо Вам большое. Хотела бы ответить Татьяна, которая мне очень помогла, давай советы. Но не понимаю, где отвечать(( Пишу снова тут) Татьяна, большое спасибо Вам за советы. Вы знаете, только начинаю, всего несколько недель фотоаппарат в руках) Пока нет элементарной возможности что-то подсветить, даже гитары нет) Скоро улучшу условия съемки, сделаю фото. Буду очень рада, если Вы снова сможете оценить.

    • Татьяна 13 марта 2012 в 21:01

      А у нас в Осло днём целый день солнце и 11 тепла, а ночью 5 гр. тепла, снега уже нет, так что теперь на лыжах можно покататься в следующем году,а у вас? Зато скоро в море поплавать уже можно будет, не всё потеряно, Алексей.

      Спасибо, что переслали письмо от Нати, мне её последняя фотография тоже очень понравилась, буд-то события происхддят в паралельном мире, такое шикарное боке, молодец, Нати!
      Да вся композиция снимка хорошо сделана, как какой-то сюжет из приключенческого фильма о звёздных войнах: модель готова бежать, нападать и обороняться.

      Где она живёт? У них там, наверное, и пейзажи красивые есть, пусть поснимает и нам покажет, чтобы не зацикливаться на одних портретах.

      С уважением и благодарносью к вам за хороший сайт
      Татьяна.

  2. Татьяна 13 марта 2012 в 00:37

    И ещё одно дополнение, если вы ещё не устали от меня.
    Я заметила, что даже совсем невзрачные, некрасивые люди имеют очень интересные лица, когда они заняты творчеством, играют на каком-либо инструменте, например.

    Можно попробовать дать в руки модели гитару, даже если он на ней и играть-то не умеет или другой музыкальный инструмент, какой под рукой есть или предмет, который будет для него интересен в творческом плане.

    Татьяна.

  3. Татьяна 13 марта 2012 в 00:24

    Дополнение к работам Нати, может кому-то пригодится: чтобы расслабить модель, отхожу от фотокамеры, ссылаясь на то, что я должна лучше настроить свой фотоаппарат, разговариваю с моделью, использую приятную, спокойную музыку.
    Но моя рука с дистанционным пультом спрятана у меня подмышкой, чтобы не смущать модель. Фотографии из подмышки!

    Если модель совсем уж не сведущая, как мой сын, например, тогда опускаю фотоаппарат, поворачивая в горизонтальное положение ЖК экран и фотографирую, пока он разговаривает с другими людьми и считает, что я просто занята настройкой камеры.
    Весма живые, необычные портреты получаются, если модель не знает, что её в данный момент снимают.

    Татьяна.

  4. Нати 11 марта 2012 в 21:27

    Здравтсвуйте, Алексей. Я много читала про фотографию. Признаюсь первый сайт, на котором я знакомилась с возможностями фотоаппарата — это ваш сайт. Но я решила заниматься профессионально, поэтому очень много времени провела за книгами, за видеоуроками, посещала мастер классы. Наконец-то я смогла начать практиковаться. Я сняла несколько снимков. Очень хочу показать Вам. И жду вашего мнения. Чтобы Вы изменили? Может вам что-то понравилось особенно. Можете написать свое мнение?! Спасибо большое.http://natiphoto.blogspot.com/p/blog-page_8474.html

    • Алексей Будников 12 марта 2012 в 23:33

      Нати, Вы знаете, я не профессиональный критик, и в двух словах не уложусь. У Вас интересное виденье людей, и Вы не боитесь экспериментировать. Это главное! Боле всех мне понравились 4-я и 6-я работы. В последнем кадре есть очень интересная идея.
      Но могу предложить Вам мнение одного из читателей блога. Цитирую:

      «Портрет первый: я начинающий фотолюбитель, знаю и умею еще мало, так что мое мнение всерьез не принимайте. Портрет хороший, автор смогла показать нежность и красоту девушки, её великолепные волосы.
      Но какие конкретные цели преследовала фотографиня, создавая этот снимок, что конкретно она хотела показать?
      Если красоту девушки и красоту её волос, то м.б. лучше было снять в полный рост в купальнике или в обтягивающей одежде с поворотом на 3 четверти, плечом к объективу, и подстветить лучше волосы, чтобы они получили световой ореол?
      Если автор хотела показать внутренный мир девушки или какие-то общемировые ценности через её портрет ( доброту, мудрость, ощущения победителя и т.д.), то м.б. лучше взять тёмный фон, одежду темнее, чтобы фон, одежда и ее белое, нежное лицо не сливались, а немного были в контрасте, волосы бы ей собрала бы в пучек резинкой и , конечно же, подсветила бы эти волосы слегка сзади, и разговаривала бы с моделью на темы, которые её интересуют больше всего, чтобы её внутренний мир стал проявляться на лице.
      И слева свет мягкий, справа отражатель, немного света на тёмный фон.
      Иторое: портрет на улице.
      Девушка красивая, но изображение получилось плоским.
      Я бы развернула девушку так, чтобы солнце освещало её сзади под 45 градусов, чтобы появился солнечный ореол на голове, ну и вспышка, конечно.

      Спасибо, что прочли. Татьяна.»

  5. Татьяна 9 марта 2012 в 22:06

    Bсем, здравствуйте, и спасибо, Алексей, за Ваши ответы.

    У меня всё тот же банальный вопрос, не обижайтесь, пожалуйста, на мой примитивизм: меня уже не устраивает качество моего кит объектива на зеркалке, какой купить, чтобы можно было прилично делать портрет и пейзаж?

    Информации об объективах так много и так не конкретно, что я запуталась.
    У меня уже есть портретник-фикс 1.8- 50 мм, но 50 милимитрового фикса мне уже не достаточно.
    Из зумов лучше купить f/2.8 и 24-70мм?
    По ночам не сплю, изучаю 3 тома книг Скотта Келби, интересно так, что спать не могу, пока страниц 200 не прочитаю: Скотт Келби «Цифровая фотография, том 1-3.
    Он пишет, что портрет лучше на 100мм получается, а как думаете Вы, Алексей?

    Спасибо, Татьяна.

    • Алексей Будников 10 марта 2012 в 17:31

      Здравствуйте Татьяна! Да, большинство приходят к необходимости хорошего стекла :) Я согласен со Скоттом, 100 мм объектив очень хорошо подходит для съемки портретов. Попробуйте Canon EF 135 f/2L USM Кстати, это был приз за второе место в нашем фотографическом тренинге! Но одним стеклом снимать и пейзаж, и портрет сложно :)

  6. Татьяна 1 февраля 2012 в 01:15

    Привет, Алексей, спасибо за Ваши ответы.

    Была на днях в банке, они меня там сфотографировали для банковской карточки. Стояла я в уголочке перед объективам фотоаппарата, но рядом никого не было: банковская дама сидела за своим столом и все манипуляции делала на компе, видя на компе, то, что видит объектив фотокамеры.

    Она к фотоаппарату, который стоял на штативе, даже не подошла, всё делала только через комп. И через несколько дней мне по почте пришла банковская карточка с моей физиономией.

    Подскажите, пожалуйста, как управлять фотокамерой через комп, чтобы видеть на большом экране то, что собираешься заснять, мне это интересно при панорамной съёмке.
    И затвор у её фотоаппарата тоже сработал только через комп.

    С уважением к Вам
    Татьяна, Норвегия.
    Снега у нас уже много, только тепло: -3, -6 гр.

    • Алексей Будников 1 февраля 2012 в 16:24

      Привет Татьяна!
      Это функция многих современных камер Режим LiveView. Посмотрите инструкцию к своей камере — там должно быть написано о её наличии. Камера с такой функцией подключается кабелем к компьютеру, и всё управление с помощью программного обеспечения, которое имеется на диске к камере, осуществляется с компьютера. Это функция конкретной камеры.
      А у нас уже за двадцать перевалило, и пророчат ещё похолодание!

  7. Татьяна 29 декабря 2011 в 18:32

    Добрый день, Алексей, извините, если я Вас смутила, только не поняла — чем.
    Я поискала в нете рамки для панорам, но там только деревянные и всякие другие физические, а я искала виртуальную, чтобы на экране компа панрама смотрелась хорошо. Вы мне только подскажите, где искать, как написать запрос, чтобы выйти на оный предмет.

    И ещё вопрос: где можно найти информацию на сколько срабатываний расчитан данный объектив, фотокамера, например мой Сони А 380 с китовым объективом?

    Спасибо большое за Вашу работу и не смущайтесь, пожалуйста.

    С наступающим Новым годом Вас и Ваше семейство, удачи и творческих находок Вам в Новом году.

    Татьяна.

    Посылаю Вам одну панорамку, конечно есть параллакс, объектив то китовый, называется «Новый год в Норвегии», так что на лыжах можно будет покататься несколько позже.

    • Алексей Будников 3 января 2012 в 14:13

      Просто захвалили :) С рамками Вы уже разобрались, как я понял — всё просто!
      Количество срабатываний затвора у всех разный — от 50 тысяч у простых моделей до 200 и более тысяч у профессиональных. Можно посмотреть на сайте производителя к каждой конкретной модели. Но это заявленное число. Обычно камеры работают дольше.
      Спасибо за классную панораму! Да, со снегом у вас проблемы… :)

  8. Татьяна 28 декабря 2011 в 21:52

    Здравствуйте, Алексей, вы просто золотой кладезь информации, спасибо, что терпеливо отвечаете на все примитивные вопросы нас, начинающих.

    Освоила я панорамы,хожу уже целый день себя уважаю за это, купила программу для панорам по Вашей рекомендации. Они тоже дают 30 дней бесплатно пробовать, но с логотипом будет.

    Купила панорамный штатив, он хоть и несколько громоздкий и весит 2 кг, но качество снимков заметно улучшилось из-за его массивности. Я довольна, хотя несколько тяжеловато его таскать, учитывая, что я метр с кепкой ростом.
    Симпатично получается, если есть достаточно тёплых тонов на панораме.
    А как теперь эту панораму одеть в цветную рамку, если какаго-то цвета на ней не достаёт, можно добавить цветную рамку, тоже хорошо смотрится.

    У меня нет пока фотошопа или ACDsee, а где можно поискать возможность рамки для панорам в бесплатных программах.

    С уважением к Вам
    Татьяна, Норвегия.

    • Алексей Будников 29 декабря 2011 в 09:39

      Татьяна, Вы меня в краску вогнали… :)
      Ну если серьезно, то я давно не пользовался бесплатными программами, и сразу на вскидку не скажу, где удобнее рамки делать. Чуть позже поищу, и напишу. А сейчас такая предновогодняя суета… Уж извините! :)

  9. Татьяна. 25 ноября 2011 в 23:41

    Так в чем проблема, приезжайте в гости, покататься на лыжах в Норвегии, пофотографируете, можете с семьёй приезжать.
    Сейчас на январь в турбюро большие скидки.
    Татьяна.

    • Алексей Будников 26 ноября 2011 в 16:08

      Это приглашение? Если будет шанс поехать в Норвегию, я на помню о нём! :)
      Спасибо Татьяна!

  10. Евгений 7 марта 2010 в 21:44

    Спасибо за статью.
    От себя добавлю: многие фотокамеры имеют режим панорамной съемки (у меня Canon PowerShot S3 IS). В этом режиме при съемке очередного кадра панорамы, мы видим на дисплее камеры часть предыдущего, это позволяет выровнять положение камеры по предыдущему снимку. Кроме того в комплект моей камеры входит набор фирменного ПО (устанавливается на компьютере), там среди прочего есть программа для монтажа отснятых панорам. Сшивает автоматически, причем весьма неплохо и очень быстро, видимо заточена под особенности режима панорамы в этой камере.

    • Алексей Будников 7 марта 2010 в 22:18

      Да, это наверное самый доступный способ, если конечно такая функция есть в камере. У меня в мобильнике тоже такая прога есть, Panoman, но меня не удовлетворило качество, и я перестал ей пользоваться. После этого даже совсем охладел к панорамам. Образчик можно посмотреть здесь: http://budnikov.com/blog/images_stati/panoman010.jpg
      Но во многих случаях встроенного програмного обеспечения вполне может хватить, хотя в «ручном» способе больше возможностей для фантазий :)
      Спасибо за дополнение!

      • Татьяна. 19 ноября 2011 в 03:25

        Спасибо, Алексей, у Вас хороший, полезный сайт, всё просто замечательно объясняете, теперь мне многие вещи стали понятными.
        Я только что купила свою первую зеркалку Sony A380, говорят, что она не популярная, но купила самую дешевую, надо же с чего-то начинать.

        Пыталась скачать в гугле по Вашему совету программу PanoramaStudio Pro 2.0.9, но скачивается не программа фотопанорамы, а какие-то сайты по закачке фильмов и игр, а вашу панораму мы не нашли, пишут они мне.

        Пожалуйста, если Вам не очень трудно, скинте ссылку, где точно можно скачать эту программу, а не всякий не понятный хлам, от которого ещё и трудно потом избавиться, наверное, авторы сайтов так увеличивают себе количество посещений.

        Мне очень нравятся панорамы, но не умею с ними работать.
        Можете немного подробнее рассказать как с ней — PanoramaStudio Pro 2.0.9 работать.
        Прочитала всё, что нашла на эту тему в нете, сшивать научилась в Panorama tols, но как достать эту сшитую панораму из окна Panorama tols, не пойму.
        Татьяна, Норвегия.

        • Алексей Будников 19 ноября 2011 в 11:08

          Здравствуйте Татьяна!
          Программу можно скачать (официальную версию) с сайта http://www.tshsoft.com
          Стоимость 40 евро.
          По программе Panorama tols к сожалению не могу подсказать, т.к. в ней не работал. Более подробно отвечу Вам в письме.
          Поздравляю с покупкой зеркальной камеры! Успехов! :)

          • Татьяна. 24 ноября 2011 в 03:16

            Спасибо, Алексей, за помошь. Я несколько месяцев мучилась, пока к вам не обратилось:и всё сразу получилось, теперь я спокойно могу делать панорамы, к которым я так стремилась.
            Живу в Норвегии, и мне здесь в Осло не у кого спросить. Пыталась выяснить это в местном фотоклубе, они мне ответили, что этим не занимаются и не знают как это делается.

            С огромной благодарностью к Вам
            Татьяна.

            • Алексей Будников 24 ноября 2011 в 23:41

              Рад за Вас, Татьяна! Желаю дальнейших успехов! :)
              Норвегия — там же холодно! Зато виды там знатные! Без панорамы не обойтись. Я правда у вас не был, но фотки видел :)

              • Татьяна. 2 декабря 2011 в 03:50

                Да, Алексей, с Вашей помошью панорамы в Норвегии получаются шикарные, всем моим знакомым и родственника нравятся, получила массу коплиментов как фотографиня!

                И у меня к Вам есть ешё вопрос: моя модель зеркалки Sony A-380 создана в 2008 году. А с тех пор её прилагаемое програмное обеспечение на диске, которое продаётся вместе с фотоаппаратом как либо улучшилось за эти 4 года?
                И как его обновить?

                Татьяна. Осло.

              • Алексей Будников 2 декабря 2011 в 10:23

                Вы молодец, Татьяна! Поздравляю с успехами! :)
                К сожалению, я не знаком с камерами Sony. Но не думаю, что обновления у них какие-то особенные. Это должно быть в инструкции к камере. Если Вы имеете ввиду ПО на компьютере, то там просто в меню где-нибудь должен быть пунктик «проверить обновление», и всё. Или можно посетить официальный сайт, там ввести полное название своей камеры, и посмотреть обновления ПО к ней. Потом скачайте к себе на комп, и запустите exe файл.
                Если Вы имеете ввиду обновление прошивки фотоаппарата, то это тоже на оф.сайте. Только обновление записывается на флешку (по крайней мере у Canon), и с неё осуществляется обновление ПО камеры.
                Не перепутайте ПО к программам на компьютере с ПО прошивки камеры! Ничего страшного не случится, просто не сможете установить, и будете думать почему:)
                Почитайте подробнее инструкцию.



Отметьте поле, если Вы не робот!

We use Thank Me Later.